Психометрика и оценочные тесты тесно связаны, ведь психометрика возникла как методика для оценки качества тестирования в социальных науках. Качественный тест должен быть сфокусирован на измерении одного аспекта, иначе результаты будут неконсистентны. Современная психометрика рассматривает человеческое поведение в широком смысле и включает в себя сложные статистические методы, такие как сетевая психометрика, основанная на принципах статистической физики.
Сегодня психометрика проникает в область учебной аналитики и машинного обучения, помогая определить, например, когда учащийся готов перейти к следующей учебной теме. Тестовые вопросы в этом контексте выступают как поведенческие индикаторы, отражающие внутренние процессы мышления.
Взгляды на психометрику могут различаться: некоторые видят её как самостоятельную науку, другие — как набор инструментов, применимых в разнообразных дисциплинах. Психометрика может рассматриваться как точка пересечения статистики и поведенческих данных, находя применение в социологии, нейроэкономике и других областях, включая маркетинговые исследования.
С развитием технологий роль психометриков выходит за рамки создания тестов — они также занимаются анализом данных. Современная психометрика движется в сторону вычислительной психометрики, обрабатывая хорошо структурированные данные и поведенческие индикаторы. В то же время наблюдается тенденция использовать данные естественного поведения, что требует применения машинного обучения для их обработки и может увеличивать аутентичность оценивания.
Нейросети пока что не нашли широкого применения в психометрике из-за сложности интерпретации результатов. Важно, чтобы специалисты могли объяснить логику оценок, основываясь на данных о поведении респондента.
Психометрика в образовании началась с измерения интеллекта и была официально признана благодаря работам психологов таких как Вильгельм Вундт. В США специалисты в области психометрики стандартизировали тесты для образовательных целей, что со временем стало золотым стандартом и распространилось по всему миру.
Психометрика может работать с различными типами заданий и данных, не обязательно только с тестами с выбором ответа. Она также используется для анализа цифрового следа в образовании, хотя здесь подходы могут отличаться от чисто академического подхода психометрики.
В образовании с помощью тестов можно измерить практически любые качества, от математических способностей до креативности и критического мышления.